Abstract
Русские картографические источники XVII века, имевшиеся в допетровское -время и, в первую очередь, т. наз. Большой Чертеж, время составления которого в первоначальной редакции большинством исследователей определяется второй половиной XVI в., не имели точных масштабов. Расстояния между отдельными пунктами давались на них в днях пути «конскою ездою», которые пересчитывались «в мили и версты, а изображали они в основном гидрографическую сеть и расположенные по рекам города. К сожалению, ни первоначальный вариант «Большого Чертежа», ни снятая с него в 1627 г., после знаменитого Московского пожара 1626 г., копия, не сохранились, и косвенным источником их содержания может служить только составленная по нему «роспись ... городам, и полю, и рекам, и всяким полевым именным урочищам», носящая имя «Книги Большому Чертежу». Многочисленные исследователи «Книги» давно пришли к выводу о том, что содержание ее не дает возможности составить представление о внешнем виде самого чертежа. Нет даже ясности в вопросе о том, был ли это один чертеж, т. е. карта или ряд чертежей, составлявших в своей совокупности атлас (Полевой, 1967). Имеющиеся в «Книге» перечни наименований населенных пунктов и «всяких урочищ» и особенно многочисленных названий рек (вплоть до самых мелких) позволяют говорить, что «Чертеж» охватывал огромную территорию от Северного Ледовитого океана и расположенных в нем островов Колгуева и Вайгача до Черного моря и от «Котлина озера» (Финского залива) и устьев Невы до долины Оби и даже (хотя и несравненно менее подробно) до Енисея. Изображение на «Чертеже» речной сети давало возможность судить только о ее рисунке, другими словами, о горизонтальном расчленении рельефа на значительной части Русского государства. Учитывая, что и другие чертежи XVI, XVII, а в ряде случаев даже и XVIII вв. обладали теми же чертами, давая только плановое изображение, вся картографическая «продукция» допетровской эпохи может рассматриваться лишь как мало совершенные планы, хотя подчас и с весьма значительной по своей научной значимости нагрузкой.