Общетеоретические статьи 
Долины многих крупных и малых рек имеют крутые или плавные изгибы – излучины. Анализ рисунка этих излучин в сопоставлении с геоморфологией, особенно с морфоструктурой региона пять возможных причин поворота речных долин: 1) врезанные меандры, 2) обтекание рекой поднимающейся морфоструктуры, 3) повороты, вызванные разломами, пересекающими долину, 4) тектонические перекосы поверхности, речные перехваты.
Научные сообщения 
В статье приводятся результаты палеогеографической реконструкции позднеплейстоценового оледенения низкогорного Чаган-Узунского массива, разделяющего Курайскую и Чуйскую межгорные впадины. Ледоем, возникший в Йылдыскельской котловине на вершине Чаган-Узунского массива, в максимум своего развития достигал 80 км2 и имел мощность до100 м. Зарождение ледоема происходило без обычной “предварительной” фазы аккумуляции долинных ледников, а его развитие сопровождалось слабыми проявлениями морфолитогенеза в котловине, чему способствовал и малый уклон ее днища. На основании конформности морен выводного Кызылчинского и Чаган-Узунского ледников Чаган-Узунский массив и подножье Южно-Чуйского хребта отнесены к области одного оледенения – первого позднеплейстоценового. Возникновение и развитие Йылдыскельского ледоема в начале позднего плейстоцена явилось следствием как опускания снеговой линии в ходе продолжительного похолодания, так и значительного тектонического поднятия к этому времени Чаган-Узунского межвпадинного блока.
На примере скального массива “Шишкинская писаница” рассматриваются механизмы формирования склонов, врезанных в отложения красноцветной формации средневерхнего кембрия. Установлено, что его морфология не укладывается в рамки известных механизмов формирования склонов Ангары и ее притоков. Это связано с особенностями состава формации, предопределенными условиями осадконакопления в периферийной части бассейна аккумуляции. Выявлена самостоятельность развития различных частей склона применительно к общим и локальным базисам денудации. При стабильном положении базиса эрозии слабые (глинистые) слои разреза выступают в качестве местных базисов денудации. С момента вскрытия нижнего из них происходит прослеживаемое снизу вверх параллельное отступание склона путем подрезки его сбоку (по Кингу).
В работе рассматриваются динамика и интенсивность эоловых процессов холодного периода года в агроландшафтах юго-востока Западно-Сибирской равнины за период 1989–2008 гг. Установлено, что дефляция почв на пашне развивается ежегодно, имеет прерывистый характер, различную интенсивность и очаговое распространение. Аккумуляция отложений развита повсеместно и связана как с локальными, так и регионально-глобальными процессами, происходящими в атмосфере.
В строении субаэральной формации основная роль принадлежит взвешенному эоловому материалу. На юге Западной Сибири залегает единый сложно построенный покров эоловых образований, покрывающий все элементы рельефа, кроме первых речных террас и поймы. Верхняя часть покрова – лёссы, сложенные эоловым материалом. Гряды на Кулундинской и Барабинской равнинах сформировались в результате неравномерного накопления песчаного эолового материала, переносимого господствующими западными ветрами. Последняя эпоха аридизации Северного полушария (“мангышлакская аридизация”) – время дегляциации последнего оледенения.
Изучение морфогенетической структуры региональных морфологических комплексов (РМК) в Рязанской области показало: 1) для каждого из основных РМК характерна своя пространственно-временная организация морфогенетических элементов, связанных между собой в процессе их развития; 2) большинство малых РМК, обособившихся в пределах основных РМК, имеет сравнительно простую структуру; 3) граничащие между собой основные и большинство малых РМК сильно различаются по структуре; 4) отсутствие различий между соседними малыми РМК ставит вопрос обоснованности их выделения.
Карстовая система Шульган-Таш включает две основные группы элементов: поверхностные (карры, воронки, поноры, карстовые котловины, суходолы, карстовые озера) и подземные (гроты и пещеры). Здесь расположена одна из крупнейших пещер Урала – Капова, с уникальной палеолитической живописью. Карстовая система Шульган-Таш характеризуется высокими показателями своего развития: величина ее вертикальной амплитуды составляет 442 м, а коэффициент площадной закарстованности достигает 0.15%.
Выявлено определяющее воздействие морфологии расчетного участка на гидравлику потоков в руслах с поймами. Предложена новая интегральная морфометрическая характеристика – угол α между геометрическими осями поймы и русла, отражающая особенности морфологии расчетного участка. С ее учетом для различных относительных глубин русла разработана методика расчета средних скоростей русловых потоков при их взаимодействии с пойменными, основанная на эмпирических графических зависимостях. Пойменную составляющую потока рекомендовано также определять по эмпирическим графическим зависимостям на основе сведений об относительных площадях и коэффициентах шероховатости пойм.
На Нижней Волге на протяжении последних 600–700 тыс. лет существовала долина пра-Волги, которая периодически превращалась в глубокий и длинный ингрессионный залив. За последние 16 тыс. лет в пределах Волго-Ахтубинской долины наблюдалось 6 морских (лиманных) стадий, соответствующих трансгрессивным фазам позднехвалынского и новокаспийского времени. В рельефе современной Волго-Ахтубинской поймы сохранились следы четырех трансгрессивно-регрессивных стадий поздней хвалыни и новокаспия, оставивших после себя 3 разновозрастных пойменно-дельтовых генераций, возраст которых уменьшается от верхней границы Волго-Ахтубинской долины вниз по течению от 16 до 1.5 тыс. лет.
В Манычской депрессии широко распространены разнообразные по морфологии, возрасту и происхождению палеоврезы, обусловленные эрозионными и абразионными процессами в условиях резко нестабильного состояния базисов эрозии – уровней Черного и Каспийского морей. Врезы разделяются на две группы: двусторонние формы, связанные, преимущественно, с донной эрозией речных систем и древних приливов и односторонние, обусловленные боковой абразией и эрозией древних проток. Палеоврезы располагаются по всему стратиграфическому диапазону плейстоцена Маныча и часто образуют системы разновозрастных генераций. Наиболее крупные из них приурочены к более древним (ранний–средний плейстоцен) горизонтам.
История науки 
Юбилеи 
Рецензии 
Хроника 
ISSN 2949-1797 (Online)