В статье рассматривается функционирование озерных бессточных бассейнов Даурии в голоцене. Выделены типы рельефообразования, связанные с трансгрессивными и регрессивными фазами развития озер, контролируемыми климатическими колебаниями. Трансгрессия сопровождается интеграцией отложений в котловинах за счет береговых процессов, криогенного выветривания, флювиальной, склоновой и биогенной аккумуляции. Регрессия – эоловой деформацией сухих днищ и склонов озерных депрессий, формированием котловин выдувания, выносом рыхлых отложений господствующими ветрами на юго-восток. Установлены события быстрого флювиального сноса большого объема материала в озерные понижения по падям временных водотоков 7–8.5 тыс. кал.л.н. и в переходное время между атлантической и суббореальной климатическими фазами. Наиболее детально прослежена смена условий рельефообразования и осадконакопления в позднем голоцене, отмечавшаяся каждые 500 лет. Выявлен период стабилизации уровней озер и формирования почвы в атлантическое время и два этапа активизации криогенных процессов около 9.2 и 3.5 тыс. кал.л.н., зафиксированные в отложениях первой террасы оз. Хара-Нур. Установлена тенденция сокращения площадей озер и повышения в морфолитогенезе роли эоловых процессов на фоне общей аридизации климата за последние 10 тыс.л.
Проведена реконструкция параметров сильных цунами в историческое время и в позднем
голоцене, основанная на изучении осадков в разрезах прибрежных низменностей на участке морского побережья большой протяженности Восточного и Южного Приморья (от бух. Удобная до бух. Анна и о-ва Русский). Установлено, что осадки палеоцунами лучше сохраняются на прибрежных низменностях в устьях низкопорядковых водотоков. При идентификации цунамигенных осадков применялись литолого-фациальные методы и диатомовый анализ. Определены источники поступления материала и оценены параметры цунами в разных бухтах. Определение возраста событий основано на данных радиоуглеродного датирования, вмещающих органогенные отложения и тефростратиграфии. Выполнена корреляция событий, выделенных в частных разрезах, и результаты сопоставлены с данными по региону. Крупные цунами в япономорском регионе происходят каждые 200 лет, хотя не исключены ситуации, когда сильные цунами могут проходить чаще, через небольшие промежутки времени.
Озера центральной части Псковской низменности (Белая Струга, Большое, Черное) расположены к северу и к югу от фронтальной зоны краевых образований лужской стадии поздневалдайского оледенения и приурочены к разным генетическим типам рельефа. Анализ литологического строения колонок озерных отложений и пространственного положения озер в рельефе позволил восстановить механизм образования их котловин и выделить основные этапы эволюции озер в позднеледниковье и голоцене. Формирование котловин в пределах лимногляциальных равнин связано с неравномерной ледниковой аккумуляцией в условиях таяния мертвого льда и деятельности приледниковых водоемов. В пределах района исследования обособление таких озер произошло в период с 14.4 по 13.8 тыс. кал. л.н. Образование котловин в пределах зандровых равнин обусловлено просадочно-гляциокарстовым механизмом. Озерный этап осадконакопления в котловинах этого типа озер сопоставляется с началом аллерёда (в озере Черное не позднее 13140 ± 250 кал. л.н.). На основании данных радиоуглеродного датирования озерных отложений удалось выявить в осадках границу позднего плейстоцена и голоцена, оценить возраст озерных отложений на разных глубинах и темпы осадконакопления. Результаты определения потерь при прокаливании озерных отложений 550 и 1000 °C свидетельствуют о том, что минерагенный тип седиментации преобладал в позднеледниковье во всех водоемах, в голоцене в оз. Белая Струга, органогенный – в оз. Большое и оз. Черное. Максимальные скорости седиментации в озерах зафиксированы в атлантический период голоцена. Исходя из средних темпов седиментации за последние 5–7 тыс. лет (0.2 до 0.3 мм/год) выполнены приблизительные оценки предельного времени существования озерных водоемов (до заболачивания): оз. Черное – 5500 лет, оз. Белая Струга – 10800 лет, оз. Большое – 3500 лет.
Представлены новые данные по литологии, микропалеонтологии и геохронологии донных осадков малых озер, расположенных на западном берегу Онежского залива Белого моря. На основе полученных данных для указанного района реконструирована палеогеографическая
обстановка позднеледниковья и голоцена. Установлено, что здесь в позднем дриасе в условиях краевой зоны деградирующего ледника образовывались приледниковые озера. Их осадки в виде палеонтологически немых разнозернистых песков с гравием отмечены в некоторых котловинах побережья до высоты около 140 м над у.м. Спуск этих озер в конце позднего дриаса способствовал формированию единого обширного пресноводного водоема в котловине современного Онежского залива. В начале пребореала при таянии погребенного льда на прилегающей суше происходило заболачивание локальных депрессий и образование низинных болот и торфяников. В конце пребореала – начале бореала при замедлении гляциоизостатического поднятия земной коры, после разрушения ледяной преграды в районе Соловецких островов и притока морской воды в котловину Онежского залива произошло затопление прилегающей к нему территории. Сначала в этом обширном водоеме, а позже в отделившихся от него малых озерах накапливались слоистые алевриты и алевритистые сапропели, перекрывающие торф в разрезах донных отложений. Котловины малых озер отчленялись от основного водоема Онежского залива в разное время на протяжении голоцена по причине гляциоизостатического поднятия и восходящих блоковых движений земной коры.
О-в Мадейра принадлежит одноименному вулканическому архипелагу. Он отделен от марокканского шельфа неровным океаническим ложем глубиною 3–4 км. Остров представляет собою надводную часть крупного комплексного полуразрушенного щитового вулкана высотою 6 км над дном океана, что по размаху сравнимо с крупнейшими вулканами материков. Мадейра венчает подводный вулканический хребет в дистальной части скопления подводных гор к ЮЗ от Пиренейского п-ова. В позднем кайнозое Мадейра испытала бурное вулканическое развитие, сменившееся в неоплейстоцене–голоцене тектоническим воздыманием, сейсмической и экзогенной моделировкой. Считается, что Мадейра на протяжении неогена находилась над горячей точкой – выступом кровли мантии. Основной объем – цоколь сооружения – создан еще до плиоцена. Реликты миоценового вулканического рельефа – пологие подводные склоны щита – могли уцелеть в периферических секторах постройки, не испытавших масштабных гравитационно- тектонических перемещений. На протяжении последовавших 5 млн лет на островной поверхности Мадейры за счет наслаивания лавовых и туфовых покровов сформировался крупный надводный щитовой вулкан. Новые потоки лавы и толщи пирокластики погребали ранее отложенные толщи вулканитов основного и субщелочного состава. В дальнейшем эрозия, осуществив преимущественно перистое расчленение постройки, вскрыла древние формации, сохраняющиеся в недрах центральной части щита. Современный абрис вулкана не соответствует щиту совершенного профиля, особенно – в восточной, глубоко эродированной половине острова с эпивулканическим рельефом. Макроформы собственно вулканического рельефа (угасшей эруптивной деятельности) “читаются” местами лишь в приводораздельных частях внешних склонов островной суши и – более явственно – в среднегорной области молодых платобазальтов Паул-да-Серра на западе острова. Прекративший вулканические извержения о-в Мадейра являет собою модель ранних эпизодов развития новообразованной океанической суши. Данная модель, реализуемая ныне лишь в немногих вулканических архипелагах (Гавайи к СЗ от главного острова), может рассматриваться как сценарий эволюции поверхности Земли на переходе геологической истории от катархея к раннему архею.
На основе новых оригинальных данных о строении рельефа и отложений побережья Зимнего берега Белого моря от м. Керецкий до р. Куя, полученных методами геоморфологического профилирования, литостратиграфических описаний, радиоуглеродного датирования и диатомового анализа, а также анализа опубликованных геолого-геоморфологических материалов, восстановлены детали истории развития рельефа дна и побережья Двинского залива в позднеледниковье и раннем голоцене. Дана оценка хода изменений относительного уровня моря и скорости относительных вертикальных движений побережья. Установлено, что на северо-восточном берегу Двинского залива террасы высотой 5–20 м сформировались в ходе позднеледниковой трансгрессии – ранее, чем 9030 ± 80–8410 ± 40 14С (~10.2–9.4 тыс.) кал.л.н. Амплитуда трансгрессии, по ориентировочным оценкам, не превышала 15–16 м относительно современного уровня моря. Северо-восточное побережье залива (Зимний берег) испытывало относительное поднятие со скоростью около 0.2–0.5 мм/год, меньшее, чем Летний берег, что не может быть объяснено исключительно гляциоизостазией. Дельта р. Северной Двины была относительно стабильна. В конце пребореала – начале бореала на берегах залива фиксируется регрессия, протекавшая на фоне резкого увеличения притока в акваторию баренцевоморских вод.
На основе результатов полевых исследований, дешифрирования космических снимков, детального изучения и датирования отложений в Западном Забайкалье выявлены ареалы развития криогенных процессов и горизонты с криотурбациями возрастом 14.2–11.7 тыс. кал.л.н. Процессы пучения и растрескивания активны на заболоченных участках долин рек. Преобладают невысокие (до 1 м) бугры пучения, туфуры и термокарстовые воронки. В руслах рек отмечаются наледи. Установлено время формирования палеокриогенных горизонтов. В разрезе Надеино выделяется три слоя с криогенными нарушениями возрастом ~14.2–14.0, ~12.7–12.5 и 11.9–11.7 тыс. кал.л.н. В разрезе Нижняя Буланка вскрыт один мощный криогенный горизонт, формировавшийся ~12.8 тыс. кал.л.н. В разрезе Куйтун вскрыт погребенный термоэрозионно-суффозионный овраг, заложение которого произошло ~14.5–14.3 тыс. кал.л.н. Выделяются сингенетические и эпигенетические горизонты. В бассейне р. Куйтунки на распахиваемых участках междуречий и пологих склонов на космических снимках хорошо читается полигонально-блочный и бугристо-западинный рельеф. Размеры бугров колеблются от 4 до 50 м, высота 0.5–2 м. Время формирования палеокриогенного рельефа на междуречьях и склонах раннесартанское (29–23 тыс. кал.л.н.), В голоцене полигонально-блочный рельеф трансформировался в бугристо- западинный с островным распространением многолетнемерзлых пород. Деградация мерзлоты в потепления позднеледниковья и в начале голоцена обусловила активизацию процессов термоэрозии и суффозии. Современные лощины, промоины и овраги частично наследуют палеокриогенные понижения и ложбины.
В статье рассматривается происхождение клиновидных структур, обнаруженных к югу от Финского залива в районе с. Низино в контексте геолого-геоморфологических и палеогеографических особенностей района. Полученные в 2000–2005 и 2014 гг. результаты обосновывают сейсмогенное происхождение клиньев. Морфологические особенности, характер и последовательность заполнения и деформаций вмещающей толщи свидетельствуют о мгновенном раскрытии, быстром одноактном заполнении полостей материалом с бортов и кровли, последующем мгновенном закрытии со сжатием в связи с направленным латерально динамическим воздействием. Кроме клиньев, анализируется распространение различных деформационных структур в районе исследований в породах палеозойского цоколя и в послеледниковых отложениях. Сделан вывод об их структурной обусловленности и возникновении в результате сильного местного землетрясения.
ISSN 2949-1797 (Online)