Дана оценка переформирований русел рек Северной Двины, Вычегды, Мезени и Печоры в их нижнем течении в прошлом, настоящем и будущем вследствие саморазвития русловых форм, периодических многолетних колебаний водности и возможных изменений при различных сценариях изменений водности рек в XXI в. (повышение/понижение). Русла рек Севера слабоустойчивые и преимущественно разветвленные, причем преобладают наиболее сложные их морфодинамические типы (параллельно-рукавные, пойменно-русловые разветвления). Роль антропогенного фактора в целом незначительна, особенно на Печоре и Мезени: дноуглубление и выправление русел для обеспечения водного пути приводит к их стабилизации, сопровождаемой упрощением морфологии. Полученные гидролого-морфологические зависимости для разветвлений позволили дать прогнозные оценки русловых переформирований при изменении водности рек в целом для их русел и основных рукавов в разветвлениях. При этом увеличение разветвленности русла может происходить как при увеличении водности рек благодаря активизации и развитию пойменных проток, так и при уменьшении водности рек вследствие активизации зарастания осередков и их превращения в острова.
При повышении водности ожидается возникновение новых пойменно-русловых разветвлений и разветвленно-извилистого русла с последующим перераспределением расходов воды по основным рукавам. В одиночных, сопряженных, параллельно-рукавных и пойменно-русловых разветвлениях в многоводные годы основной поток сосредоточится в относительно более прямолинейных или расположенных вдоль коренного берега рукавах. На участках относительно прямолинейного неразветвленного русла ожидается спрямление динамической оси потока за счет формирования побочневых проток в тыловых частях побочней. Переформирования излучин Вычегды проявятся в активизации их продольного смещения за счет размыва вогнутых берегов в их нижних крыльях. Уменьшение стока выразится в сокращении водности вплоть до полного обмеления пойменных проток и одного из рукавов пойменно-русловых разветвлений, объединения небольших островов и их присоединения к пойменным массивам, сведет к минимуму число случаев спрямления излучин. На излучинах русла и в рукавах пойменно-русловых разветвлений Вычегды следует ожидать распространения фронта размыва вогнутых берегов на всю привершинную их часть, а также образования извилин динамической оси потока или даже вторичных излучин на их крыльях. То же произойдет на участках относительно прямолинейного русла Мезени и нижней Вычегды из-за зарастания побочней. Значительное изменение ширины произойдет в главных рукавах всех типов разветвлений, причем сокращение водности приведет к большему изменению ширины рукавов, чем ее увеличение. Наименьшее изменение ширины рукавов ожидается в параллельно-рукавных разветвлениях. При увеличении их водности произойдет примерно одинаковое увеличение ширины основных рукавов, при уменьшении – ширина судоходных рукавов сократится сильнее.
Экологическая и прикладная геоморфология 
Предлагается аналитический метод оценки максимального объема твердых отложений селя для территории Северного Кавказа на основе статистических данных за период более 50 лет. Он предполагает ранжирование селевых бассейнов по преобладающему генетическому типу се-леобразования (ледниковый, ледниково-дождевой, дождевой, снегодождевой) в зависимости от абсолютной высоты истока реки. А также оценку максимального объема твердых отложений селя в бассейне с использованием полученных авторами формул взаимосвязи максимального объема твердых отложений селя (W) и площади селевого бассейна (S), среднего уклона русла (б), длины реки (L).
Методика научных исследований 
Рассматривается модель, позволяющая осуществлять оперативный прогноз изменений контура берега в окрестностях сооружений типа мола, буны или коффердама. Исходными данными служат характеристики профиля берега, размеры сооружения и суммарные годовые потоки наносов. Контур берега с обеих сторон препятствия описывается в общем случае вогнутой кривой. Среднее смещение береговой линии A прямо пропорционально объему наносов, аккумулированному у сооружения. Протяженность зоны воздействия на берег Λ зависит как от длины сооружения, так и от ширины потока наносов. С течением лет t смещение A и длина Λ увеличиваются пропорционально √t . Проверка модели проведена на основе опубликованных данных, относящихся к молам, ограждающим подходной канал или акваторию порта. Приведен пример расчета.
Текстура и структура аллювиальных отложений являются отражением динамики речного потока. Структура аллювия современных рек используется в качестве показателя поля скоростей в речном русле. Для этого применяются формулы для расчета критической скорости потока для условий начала движения или начала осаждения частиц различной крупности. Хорошая разработанность теории и экспериментальная проверка таких формул создала возможность реконструкции скоростей палеопотоков по измерениям крупности частиц наносов в аллювиальных отложениях. Этому также способствует нелинейность зависимости критических скоростей от диаметра частиц грунта, в результате чего широкому диапазону размеров перемещаемых частиц соответствует довольно узкий диапазон необходимых для этого перемещения скоростей потока. В результате при правильной оценке конкретной динамической обстановки формирования аллювиальной толщи и при правильном отборе образцов аллювия, возможно восстановить как среднюю скорость потока, так (иногда) и интенсивность его турбулентности. При этом следует иметь в виду, что методы расчета критических скоростей дают некий диапазон значений, обычно ±20–30% от среднего.
Существенной ограниченностью этого метода является отсутствие возможности по крупности аллювия определить другие характеристики потока. Такая величина, как глубина потока, необходимая для правильного расчета скорости, оценивается по другим признакам, таким как текстура аллювия, морфометрия палеорусел и т.п. Так что оценка скорости потока по крупности аллювия обычно дополняет и уточняет палеогеоморфологические и палеогидрологические построения, выполняемые другими методами.
Научные сообщения 
В работе, на основе гранулометрического, минералогического анализов и геолого-геофизического профилирования, излагаются результаты изучения строения долины р. Шура-Озень (Республика Дагестан, Россия), берущей начало в низкогорье северо-востока Большого Кавказа и впадающей в Каспийское море в северной части г. Махачкала. В долине реки, на ее участке близ эолово-аккумулятивного комплекса “Сарыкум”, который является одним из крупнейших в Евразии изолированных песчаных массивов, выделены две группы террас, резко различающиеся своим строением. Первая группа – это пойменный комплекс и высокие (V и VI) террасы с закономерным чередованием по профилю пойменных и русловых фаций аллювия нормаль-ной мощности. Вторую группу образуют I, III и IV террасы, в профиле которых очевидна резко увеличенная мощность пойменных фаций аллювия (особенно у IV террасы), представленных, главным образом, разными по гранулометрическому составу песками. Время формирования VI террасы долины реки нами предполагается как доательское (позднегирканское (?), ранее 44–41 тыс. кал.л.н.), V террасы – как раннехвалынское (ок. 40–33 тыс. кал.л.н.), IV террасы – среднехвалынское (ок. 33–(25)20 тыс. кал.л.н.), между двумя глубокими врезами реки, приуроченными к эльтонской и енотаевской регрессиям палео-Каспия. Время формирования терра-сы III – поздняя хвалынь (ок. (25)20–12 тыс. кал.л.н.), до мангышлакской регрессии. Возраст низких террас и поймы долины – голоцен. Следовательно, время заложения долины р. Шу-ра-Озень в ее современном виде на данном участке течения, как и время формирования песков Сарыкума как изначально преимущественно пролювиально-дельтовых образований, – свыше 44–41 тыс. кал.л.н. (или 41–37 тыс. л.н.).
Анализ гранулометрических спектров аллювиальных отложений позволил сделать важный вывод о том, что наиболее активная фаза формирования дюн эолово-аккумулятивного комплекса “Сарыкум” проходила в эпоху, предшествовавшую образованию речных террас, т.е. после формирования пролювиально-дельтовых песков, но до заложения долины р. Шура-Озень. Предполагается генетическая связь реликтовых стадийных прибрежно-морских песчаных кос и галечного берегового вала, расположенных севернее Сарыкума, соответственно с аллювием III и V террас долины реки.
Анализ динамики рельефа подводного берегового склона в течение длительного периода необходим для выявления различий и общих тенденций эволюции берегов разных типов, а также для осуществления долгосрочного морфодинамического прогноза. На основе картографических данных и отдельных промеров по профилям исследуется морфодинамика берегового профиля на примере песчаных берегов трех разных типов, расположенных в северной части Черного моря. Выявленные трансформации берегового профиля, связаны с разным бюджетом прибрежно-морских осадков за исследуемый период времени, с действием штормов раз-ной структуры и интенсивности, а также c изменением относительного уровня водоема в связи с тектоническими условиями. Признаков смещения внешней границы динамической зоны, определяемой волнением, за исследуемый временной период не обнаружено.
По результатам вулкано-геоморфологического и тефрохронологического анализов материалов по северной оконечности подводного тихоокеанского Императорского хребта впервые выявлена и описана находящаяся на глубине –2900 … –2200 м сложно построенная и разбитая разрывными нарушениями на блоки разных размеров и форм в плане округлая вулкано-тектоническая морфоструктура – 42-километровая глубоководная кальдероида. Она приурочена к северной части подводной возвышенности Гора Детройт (СЗ Пацифика – плиоценовому горсту, а возникла предположительно в раннем плейстоцене в интервале глубин от –3000 до –2000 м.
Согласно авторскому определению, глубоководная кальдероида – крупная полигенетическая депрессия, возникшая в подводных условиях на большой глубине, перикомпенсировано заполненная (сотни км3 ) в течение длительного (n · 105 – n · 106 лет) времени породами приуроченных к ней многочисленных вулканических построек разных типов, одноактных и многоактных. Ее точные аналоги на Земле пока не обнаружены, но, предположительно, сходные по механизму возникновения и отчасти по морфологии образования имеются на Венере.
Анализ аккумуляции наносов в днищах долин первого порядка позволяет дать достаточно надежную количественную оценку общей интенсивности и временнóй изменчивости эрозионных процессов на сельскохозяйственных землях, подходящих практически вплотную к этим долинам. С использованием радиоактивного цезия-137 в качестве хрономаркера, а также усовершенствованных эрозионных моделей USLE и Государственного гидрологического института, изучение аккумулированных наносов в днище малой долины “Темева речка” (площадь водосбора – 1.13 км2 ), расположенной в северо-западной части Республики Татарстан (бассейн р. Мёша), показало заметное снижение темпов смыва почв с пахотной части водосбора за последние десятилетия. Так, если за период 1963–1986 гг. темпы аккумуляции в днище малой долины смытого со склонов водосбора почвенного материала составляли 0.92–1.81 см/год, то за период 1987–2015 гг. – 0.17–0.50 см/год, т.е. сократились как минимум в 3–5 раз. Причиной отмеченного уменьшения темпов смыва почв и аккумуляции наносов явилось сокращение объемов поверхностного стока со склонов в период снеготаяния, вызванное повышением температуры воздуха в весеннее время года, уменьшением глубины промерзания почв и снижением частоты выпадения экстремальных ливней со слоем 40–50 мм. Влияние хозяйственной деятельности на уменьшение темпов эрозионно-аккумулятивных процессов было, по всей видимости, несущественным, хотя некоторое изменение севооборотов с увеличением доли многолетних трав, очевидно, повлияло на снижение темпов смыва в теплое время года. Данная эрозионная тенденция и климатические причины, ее обусловившие, имели региональный характер и ранее выявлены в ряде регионов южной половины Европейской территории России.
ISSN 2949-1797 (Online)