Общетеоретические статьи
Анализ QI-диаграмм и полученных ранее результатов показывает, что на рассматриваемой территории разветвленные водотоки образуют статистически однородную совокупность во всем диапазоне рассматриваемых водосборных площадей (15–100000 км2). В этой совокупности реки, накапливающие аллювий, при одинаковых максимальных расходах имеют большие уклоны долин, чем реки в стадии динамического равновесия. Водотоки, находящиеся в стадии глубинной эрозии, зачастую имеют близкие или даже меньшие уклоны по сравнению с разветвленными. В верховьях речных систем многочисленны меандрирующие ручьи. Уклоны их долин (при прочих равных условиях) меньше, чем у ветвящихся, в 1.5–3,2 раза. Предположительно, они являются продуктом деградации многорукавных водотоков.
Предложено дальнейшее развитие теории единого эрозионно-аккумулятивного процесса, заложенной Н.И. Маккавеевым, и синтез представлений об особенностях проявления этого процесса в разных звеньях эрозионно-русловых систем (ЭРС) в различных условиях. Такой синтез проведен на основе уравнения баланса наносов, которое является универсальным и базовым для всех типов ЭРС независимо от их размеров. Соотношения величин основных компонент этого уравнения – эрозии, аккумуляции и притока наносов с водосбора, являются вполне определенными количественными критериями для типизации участков ЭРС и их отнесения к эрозионным, динамически стабильным или аккумулятивным по знаку суммарного баланса наносов. Также предложен критерий для типизации ЭРС, взятых, в целом, от вершины до замыкающего створа, по величине коэффициента доставки.
Дискуссии
Рассмотрены существующие представления о физических условиях протекания процесса криогенного пучения. Показано, что необходимо четко различать два типа грунтовых систем: замкнутые и открытые. Традиционные воззрения хорошо объясняют формирование инъекционных бугров пучения (т.е. замкнутых грунтовых систем). Однако миграционные бугры пучения (т.е. открытые грунтовые системы) могут возникать под действием архимедовой силы вследствие разницы плотностей талого и мерзлого грунта. Такой механизм пучения, учитывая характер среды, в которой он проявляется, можно назвать литостатическим. Разработаны теоретические основы литостатического механизма с соответствующими формулами. Справедливость литостатической концепции доказывают эксперимент автора, а также фактические данные других исследователей. Литостатическая концепция проливает свет на ряд особенностей форм криогенного пучения, которые ранее не имели строгого физического объяснения. Дальнейшее привлечение литостатической концепции для объяснения различных явлений при образовании форм криогенного рельефа могло бы быть полезным как в научном, так и в практическом отношении.
Экологическая и прикладная геоморфология
Высвобождение золота из руд и околорудных пород в приводораздельных частях глубокорасчлененного низкогорья Забайкалья более интенсивно идет на склонах южных экспозиций, чем на северных. Это обусловлено более интенсивным физическим выветриванием на безлесных и бесснежных склонах в результате значительных суточных перепадов температуры и частого чередования промерзания и оттаивания. Близкая картина наблюдается и на придолинных склонах региона, где леса уничтожены в результате вырубок и пожаров. Соответственно, на таких – южных - склонах гораздо чаще формируются межкурумные контрастные литохимические аномалии золота. Если концентрации полезного компонента значительны по площади, целесообразно использовать рассматриваемый фактор – экспозицию склонов - для обоснования первоочередного обследования подобных участков с целью вероятного обнаружения крупнообъемного оруденения с относительно низкими содержаниями золота, но с большой рудной массой.
Научные сообщения
В статье впервые представлены типология и пространственное отображение эколого-геоморфологических систем Северо-Восточного Кавказа, характеризующихся единством геолого-геоморфологических и антропогенных условий и возникающих при этом геоэкологических ситуаций.
Соотношение типов эколого-геоморфологических систем по степени антропогенной нагрузки и показателям напряженности эколого-хозяйственного состояния территорий позволило выявить различия геоэкологический ситуаций в наиболее освоенных и промышленно развитых регионах Северо-Восточного Кавказа. Для каждого типа эколого-геоморфологической системы рассчитаны индексы их геоэкологической устойчивости. Наибольший индекс характеризует высокогорный и среднегорный типы - территории лесных и луговых земель. Минимальные значения индекса устойчивости получены для низменного типа, почти лишенного растительности.
Методом балльной оценки в среднегорном и высокогорном типах эколого-геоморфологических систем показано преобладание экзогеодинамических процессов, обусловленных не только природными, но и антропогенными факторами, в числе которых снежные лавины, оползни, сели, проявления сейсмичности и др. Менее отчетливо эти процессы выражены на территориях, относимых к низкогорьям и низинам. Однако в силу значительного антропогенного прессинга (прежде всего на земельные ресурсы) здесь высоки уровни абсолютной и относительной напряженности эколого-хозяйственного состояния территории.Берег Крыма в статье представлен как совокупность береговых морфосистем. Определены границы систем на суше и на море – это водоразделы рек 1-4 порядка и примерно 30-метровая изобата, в некоторых случаях – меньшая глубина. Выявлены особенности структуры и функционирования береговых морфосистем, а также региональные отличия. Так, площадь БМС Западного Крыма намного больше, чем у южнобережных. Как правило, в состав БМС Крыма входит часть акватории и 10-15 речных бассейнов различных рангов. Ведущим фактором функционирования систем является баланс наносов.
Проведена типизация БМС по конфигурации берегов и по степени антропогенного воздействия. Выявлены основные особенности воздействия антропогенного фактора на береговые морфосистемы и определены те типы природопользования, которые в наибольшей степени влияют на их функционирование. Это берегоукрепление, строительство каналов и водохранилищ и сельское хозяйство.
Результаты палеолимнологических работ на малых озерах северной части Карельского перешейка свидетельствуют о различии во времени начала формирования озерных органогенных илов (гиттий) в озерных котловинах в зависимости от 1) гипсометрического положения, 2) пространственного положения к Ладожскому озеру. В озерах расположенных на высоких отметках (выше30 мнад у.м.) формирование гиттий началось не позднее 11000 кал. л.н., после этого времени значительных изменений гидрологических условий не отмечается. В озерах, расположенных на низких отметках (до 11-20 мнад у.м.) и в непосредственной близости от Ладожского озера, формирование органогенных илов, характерных для малых слабопроточных озер, началось 3000-4000 кал.н. Эти отложения подстилаются глинистыми гиттиями с содержанием органического вещества около 10 % и доминированием диатомей, характерных для Ладожского озера. Такая стратиграфия разреза позволяет определить время регрессии Ладожского озера на данной территории указанным выше возрастом. В озерах, расположенных на отметках 11-14 мнад у.м. вблизи современного водораздела между бассейнами Финского залива и Ладожского озера, гиттии формируются, начиная с 3000-4000 кал.н., и перекрывают разнозернистые пески и алевриты, в которых отмечаются характерные для Ладожского озера диатомовые комплексы. Такая стратиграфия разреза свидетельствует о существовании здесь по крайней мере до 4000 кал. л.н. активных гидродинамических условий (пролив, протока), проникновении вод Ладожского озера и, таким образом, независимым способом подтверждает существование в среднем голоцене на севере Карельского перешейка Гейниокского пролива между Ладожским озером и Балтийским морем.
Шоколадные глины представляют наиболее распространенную экзотичную по составу фацию нижнехвалынских отложений Северного Прикапия. Участи их развития приурочены к районам право- и левобережья Волги и Ахтубы, дельте р. Волги, приволжскому району Калмыкии, полосе депрессии Кайсацкое – Эльтон – Верхний Баскунчак и долине р. Урал. Наиболее крупный массив шоколадных глин приурочен ко второй волжской террасе от Самары до Енотаевки. На большей части Волго-Уральского междуречья шоколадные глины отсутствуют, а развиты их фациальные аналоги – пачки переслаивания глин и песков.
По характеру распространения отмечаются два типа шоколадных глин: сплошное и мозаичное. Первый развит в пределах большей части волжской долины, на её левобережье и долине Среднего Урала. Прерывистый тип отмечается в Калмыкии и дельте Волги.
По особенностям залегания шоколадные глины приурочены исключительно к депрессиям дохвалынского рельефа, что установлено всеми исследователями.
Анализ опорных разрезов шоколадных глин на всех участках их распространения показывает, что для них характерны субфации: а) монолитные неслоистые либо скрыто-слоистые разности исключительно глинистого состава, с редкими тонкостворчатыми раковинами моллюсков; б) тонкое переслаивание шоколадных глин с песками, часто содержащими обильные раковины раннехвалынских моллюсков; в) чередованием пачек массивных глин, слоистых глин и песков включающих раковины раннехвалынских моллюсков.
В сводном разрезе хвалынских морских отложений шоколадные глины занимают разное стратиграфическое положение, наиболее часто они располагаются в его центральной части
История науки
Краткий очерк об актуальной и по сей день книге М.В. Пиотровского о жизни и творческом наследии В.М. Дэвиса и В. Пенка – о прошлом и настоящем геоморфологической науки, злободневности научных идей, обилии интересных фактов, сравнений, ссылок, приведенных в их выходящей за рамки научно-популярной работы.
Анучин создал учение о земной поверхности. Он создал крупную работу о рельефе суши в целом и работу о поверхности Русской равнины. Рельеф суши он рассматривал с прогрессивных научных позиций: поверхность земли формируется в результате взаимодействия внутренних и внешних сил; противоположность между материковыми выступами и океаническими впадинами стала слагаться в древние периоды развития земной коры, хотя пределы материков и океанов и подвергались в течение геологических эпох многообразным изменениям.
Анучин высказал ряд положений: 1) суша состоит из нескольких ступеней – уровней, причем каждая часть света характеризуется собственным набором уровней, 2) уровни гор повышаются от экватора к тридцатым параллелям, после чего понижаются к полюсам, 3) в зависимости от геологических структур и степени денудации горного рельефа он делил поверхность суши на три типа рельефа – горный, холмистый и равнинный – и в каждой из этих категорий выделял генетические формы поверхности – гомотипные и гетеротипные, 4) составил первую классификацию речных долин, впадин и карстовых форм.Юбилеи
Хроника
Хроника IV Всероссийской научно-практической конференции “Эколого-географические исследования в речных бассейнах” в г. Воронеже.