Научные сообщения 
Наряду с рассматриваемым конкретным вопросом в статье затрагиваются и некоторые общие проблемы строения и развития аккумулятивных террас Черноморского побережья (районов Пицунды, Сухуми, Батуми и др.), имеющих сходную морфологию и примыкающих к устьям довольно крупных рек. Протяженность этих террас вдоль берега— 10— 15 кмпри средней ширине до 5 км,высота не более 10 м.Аккумулятивные террасы, расположенные ныне выше уровня моря, образовались в течение нескольких фаз послеледниковой трансгрессии при активном развитии рельефа береговой зоны, формирование которой началось 5—6 тыс. лет назад (Каплин, 1970).
Изученный район охватывает междуречье Мезени, Вычегды, Выми, Сысолы. Северо-восточная часть его относится к Тиманскому складчатому сооружению, остальная — к Мезенской впадине и Северной части Московской синеклизы. С поверхности почти вся территория перекрыта ледниковыми и водно-ледниковыми образованиями среднечетвертичного возраста, долины рек сложены верхнечетвертичными и голоценовыми осадками.
Рельеф коренных пород представлен плоскими водоразделами с абсолютными отметками от 100 до 250 м и долинообразными понижениями с абсолютными отметками ложа от 50 до 68 м. В прямом соответствии с рельефом коренных пород распределяются фации и мощности четвертичных отложений. На водоразделах они обычно представлены валунными суглинками московского и днепровского ледниковых горизонтов мощностью от 50 м до 0. На самых высоких отметках водоразделов Тимана четвертичные отложения отсутствуют. В понижениях рельефа четвертичные образования представлены не только валунными суглинками московского и днепровского оледенения, но и озерными и аллювиальными осадками ранне- и среднечетвертичного возраста, а в ряде случаев и валунными суглинками окского ледникового горизонта. Мощность четвертичных отложений здесь превышает 160 м.
На протяжении последних лет район Норвежско-Гренландского бассейна является объектом всесторонних геолого-геофизических исследований, проводимых советскими и зарубежными учеными. Изучение рельефа и строения земной коры Норвежско-Гренландского бассейна может во многом прояснить картину образования и развития всей северной части Атлантики и переходной области между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами.
Для центральной части Станового хребта характерно чередование небольших (до 100 км2) полигональных участков с различным рельефом (от низкогорного до высокогорного), что создает мозаично-блоковый рисунок распределения абсолютных отметок вершинной поверхности в пределах субширотно вытянутой области. К северу и югу от нее рельеф однородный с плавной сменой высот, причем на севере он имеет характер нагорья, на юге — низкогорья.
Рельеф Станового хребта является как бы связующим звеном между рельефом южной части Зейско-Нюкжинского низкогорья и северной части Алданского нагорья. Анализ геолого-геоморфологического строения этих трех областей показывает, что их можно рассматривать как самостоятельные морфоструктурные единицы.
На Алтае карстуются главным образом синийские и кембрийские мраморизованные известняки и доломиты, силурийские и в меньшей степени девонские и каменноугольные (в Рудном Алтае) известняки. Структурно-фациальные зоны (Нехорошев, 1958, 1966), с которыми связаны карбонатные породы, имеют преимущественно северо-западное— юго-восточное простирание. Они разделены глубинными разломами, к которым и к оперяющим их ветвям тяготеет интенсивное развитие карста. Карстующиеся породы, как правило, не отличаются большой мощностью, чередуются со сланцами, эффузивами. Слои их сильно дислоцированы, часто наклонены под большим углом. Из-за этого карст распространен разобщенными районами и участками, многочисленные на Алтае пещеры не отличаются особенно большими размерами (до 700 м суммарной длины), а естественные шахты и карстовые колодцы сравнительно неглубоки (до 63 м).Что же касается климатических и ландшафтных условий, то они в целом благоприятны для развития карста. Большинство карстовых районов, за исключением верховьев Чарыша и долины Чуй, находится в относительно хорошо увлажненной северной половине Алтая, получающей до 800 мм годовых осадков, а местами и более. В засушливых юго-восточных районах карбонатные породы распространены меньше.
Интрузивные породы, главным образом гранитоидные, играют существенную роль в геологическом строении Юго-Западного Алтая, слагая около 30% всей его площади. Поскольку с гранитоидными интрузиями нередко связаны месторождения полиметаллов, редких металлов и золота, анализ выраженности их в рельефе приобретает не только научный, но и практический интерес. Сравнительный анализ геологического и геоморфологического строения рассматриваемой территории показывает, что интрузивные массивы в одних случаях не имеют четкого морфологического выражения, а в других резко обособлены в виде специфических форм рельефа: куполообразных возвышенностей или чашеобразных депрессий, окруженных крутосклонными кольцевыми грядами.
В процессе геологических исследований в Афганском Бадахшане в 1965—66 гг. нами были выявлены плиоценовая поверхность выравнивания и коррелятные ей отложения — аналоги полизакской свиты. В пределах поверхности выравнивания выделены участки денудационного и аккумулятивного генезиса, что дало основание нам рассматривать ее как полигенетическую (Мещеряков, 1965). Поверхность распространена на юге и юго-западе изученной территории. Наибольшие по ллощади ее участки денудационного генезиса располагаются на западных отрогах хр. Сафид-Хирс. Небольшие останцы отмечены к востоку от хребта в бассейне р. Шева и в районе оз. Шева. В направлении к западу от хребта по мере приближения к р. Пяндж наблюдается увеличение площадей поверхности выравнивания, снижение ее высот и постепенное слияние с участками аккумулятивного генезиса, сложенными коррелятными терригенными-отложениями верхнего плиоцена.
Механизм формирования педиментов является одним из нерешенных вопросов современной геоморфологии. В отличие от пенепленизации, которая идет путем постепенного выполаживания склонов «сверху», педипленизация состоит в параллельном отступании склонов в значительной мере за счет подрезания их снизу. Но если механизм пенеплеенизации представляется более или менее понятным (Девдариани, 1963), то для педипленизации предложено множество объяснений, ни одно из которых не является безупречным.
Речная сеть горных стран, изображенная на топографических картах, образует сложное сочетание извилистых линий с трудно улавливаемыми геометрическими закономерностями.-Тем не менее именно геометрические особенности очертаний речной сети представляют наибольший интерес, так как в последнее время накапливаются многочисленные: данные, говорящие о том, что в условиях воздымающихся горных стран речные долины закладываются вдоль линий тектонических нарушений (Гаас, 1964; Николаев; 1967; Чичагов, 1968 и др.).
В переплетении речной сети относительно легко выделяются субпараллельные системы долин и системы, образующие решетчатый рисунок. Имеется, однако, еще один тип речной сети — концентрически-радиальный, который обладает довольно сложным и прерывистым рисунком и с трудом выявляется.
Самым надежным и чутким морфологическим индикатором современного изменения уровня моря справедливо считаются штормовые валы береговых аккумулятивных форм. Известно, что превышение более древних валов над молодыми свидетельствует об относительном падении уровня моря, молодых над древними — о его повышении.
Летом 1971 г. авторы изучали штормовые валы на побережье моря Лаптевых (в Ванькиной губе на п-ове Широкостан). Здесь расположены Усть-Чокуурдаахская и Восточная косы: каждый из более молодых валов этих кос, образующих крючковидные отростки, заметно выше предыдущего, а самые старые из отростков Восточной даже отчасти погребены под надвигающимся на них гребнем косы. Из этого следует, что они сформировались при постепенном повышении уровня воды в губе.
Начиная с работ В. Дэвиса, нивелировка гор объяснялась и объясняется процессами пенепленизации, т. е. денудацией «сверху», в основе которой лежит изменение рельефа, связанное прежде всего с эрозионной деятельностью рек. И хотя представления В. Дэвиса об эрозионных циклах неоднократно подвергались критике, нередко и справедливой, сущность самой идеи пенепленизации со временем все более и более подтверждалась по мере накопления новых фактов. Параллельно с дэвисов-ской теорией пенепленизации и в '.противоположность ей стала развиваться теория образования предельно выровненных поверхностей путем параллельного отступления склонов, созданная В. Пенком. Идеи В. Пенка послужили теоретической предпосылкой теории педипланации, т. е. денудации «сбоку», наиболее ясно и полно развиваемой Л. Кингом с начала 50-х годов. Эта теория разработана Кингом (1967) при изучении обширных платформенных областей Африки, Австралии и Южной Америки.
Методика научных исследований 
Изложены основные положения методики минералогического анализа, применяемой при геоморфологических исследованиях внутригорных районов Центральной Колымы. Приведены основные информативные показатели для восстановления палеогеографической среды осадконакопления на основе анализа более 1500 шлихов тяжелой и легкой фракции. Выделены основные генетические комплексы осадков, коррелятные современным генетическим типам рельефа, их фациальные разности и гетерогенные осадки, сформированные несколькими агентами с выделением ведущего фактора осадконакопления.
Излагаются результаты применения палеомагнитного метода для датирования этапов развития речной сети Северной Монголии. Определен возраст двух генераций плиоценового погребенного рельефа: глубоко расчлененного, который прослеживается по подошве красноцветных отложений плиоцена, и древнейших врезов в долине Селенги и ее притоков, заполненных базальтами. Достаточно широкое применение метода даст возможность межрегиональных корреляций этапов развития долин.
Геоморфология и народное хозяйство 
Рассмотрены принципы составления и содержания специализированной мелкомасштабной литолого-геоморфологической карты, предназначенной для решения геолого-геоморфологических и ирригационно-мелиоративных вопросов, связанных с проектированием переброски сибирских вод на юг страны.
Комплексный характер карты позволяет помимо практических вопросов рассматривать некоторые аспекты неотектоники, палеогеографии и природно-мелиоративного районирования территории.
Рецензии 
В 1973 г. появились две интересные работы, посвященные развитию рельефа Кавказа.
Во введении к монографии по древнему оледенению Большого Кавказа Е. М. Щербакова подчеркивает необходимость нового подхода к изучению древнего оледенения. В первой главе даны общие сведения о становлении структуры Кавказа, а далее в семи главах охарактеризованы: нивально-гляциальный режим высокогорных зон, древнее оледенение районов Центрального, Западного и Восточного Кавказа, геолого-геоморфологическая роль древнего оледенения, новейшие тектонические движения, четвертичные отложения и история древнего оледенения.
В книге В. А. Растворовой после общего введения, посвященного роли эндогенных и экзогенных факторов в образовании гор, и очерка изученности в пяти главах излагаются данные по орографии и геологии Горной Осетии, ее новейшей структуре (для осевой зоны Северного и Южного склонов Большого Кавказа), истории развития рельефа, рельефообразующей роли современного и древнего оледенения, денудационному срезу и количественной оценке новейших и молодых тектонических движений.
Опубликованные в 1973 г. монографии Е. М. Щербаковой и В. А. Растворовой посвящены одной из основных проблем геоморфологии — соотношению эндогенных и экзогенных факторов в процессе формирования рельефа гор. В короткой рецензии нет возможности изложить более или менее подробно содержание этих интересных работ. Они имеют внутреннюю связь, дополняя одна другую, и обе отстаивают молодость современного рельефа Большого Кавказа, его активное развитие в течение всего времени становления горной страны; особое внимание уделяется плейстоценовому этапу в связи с деятельностью древнего оледенения.
Работа В. А. Растворовой освещает сложный процесс преобразования рельефа гор в процессе новейших тектонических движений. В ней сделана первая попытка дать с пелеогеографических позиций количественную оценку денудационного среза, используя для этого научные достижения последних лет. Установлена высокая степень тектонического расчленения гор, рассмотрен процесс усложнения новейшей структуры по мере роста сводово-глыбового поднятия, охарактеризована новейшая структура зон глубинных разломов в их глубинном заложении, что необходимо для сопоставления новейшей тектоники с сейсмичностью.
Успехи советских исследователей береговой зоны моря признаны во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки, рецензии, а также переиздания за рубежом монографий и статей советских авторов. Причина этих успехов прежде всего в том, что при анализе береговых процессов мы руководствуемся основными положениями диалектического материализма, вскрывая все возможные связи и взаимообусловленность явлений, прослеживая процесс развития берегов от начальных стадий до его мыслимого завершения.
Богатый материал по берегам СССР, протяженность которых составляет почти 100 тыс. км и которые находятся в различных природных условиях, позволил проверить основные теоретические положения на множестве примеров. Однако до последнего времени советские авторы проявляли некоторую робость в попытках ставить и решать вопросы на материалах глобального характера. Работы ряда наших ученых далеко за пределами Советского Союза и по весьма широкой тематике послужили, наверное, определенным стимулом к появлению сначала ряда отдельных статей частного характера, а затем и обширной монографии «Берега Тихого океана» (1967). Однако еще более интересна книга одного из ее авторов П. А. Каплин а «Новейшая история побережий мирового океана». На ее примере можно лишний раз убедиться в том, что изу* чение береговой зоны не является отраслью инженерной, динамической или четвертичной геологии, а имеет собственный объект исследований, изучает собственными методами специфические природные закономерности и может рассматриваться как связующее звено между геоморфологией и океанологией.
Хроника 
В этом году исполнилось 30 лет с тех пор, как на географическом факультете Московского государственного университета была организована кафедра геоморфологии. Создание кафедр геоморфологии в МГУ и вслед за этим в Ленинградском и Киевском университетах заложило основу планомерной подготовки специалистов-геморфологов в системе высшей школы для народного хозяйства и научных учреждений.
Общетеоретические статьи 
Излагаются результаты работ по вычислению батиграфических кривых отдельных океанов и Мирового океана в целом, выполненных по новой методике, а также результаты измерения площадей основных элементов рельефа дна океанов — планетарных морфоструктур. Измерения площадей батиметрических ступеней проводились по специально составленной в равновеликой проекции карте при помощи нового прибора — электронного планиметра, сконструированного на кафедре картографии географического факультета МГУ. Получены батиграфические кривые, обнаруживающие хорошую сходимость с результатами аналогичных работ, выполненных в Ленинградском университете по обычной методике. Данные по измерениям площадей морфоструктур дна Мирового океана показывают, что 52% его площади составляет ложе океана, 19%—срединно-океанические хребты, 19%—подводные окраины материков и 10% — переходные зоны.
Рассматривается характер воздействия ледника на подстилающие породы и развивается идея значительной интенсивности ледниковой эрозии. Обсуждаются условия ее уменьшения и увеличения.
ISSN 2949-1797 (Online)